ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА.
Появление автомобиля ВАЗ-2108, в своё время,
стало событием едва ли не более
значительным, чем появление на дорогах
страны первых „жигулей“. По конструкции
ВАЗ-2101 не сильно отличался от ранее
выпускавшихся автомобилей. Другое дело ВАЗ-2108:
привод на передние колёса и поперечное
расположение двигателя. К тому времени не
одно поколение водителей было убеждено, что
на автомобиле (во всяком случае
отечественном) двигатель может
располагаться только вдоль кузова. За
редким исключением ВАЗ-2108 не унаследовал от
классических „жигулей“ деталей и узлов,
совершенно новый автомобиль! Значительное
количество технических решений не
встречалось ранее в отечественном
автопроме. Одновременно с улучшением
потребительских свойств, конструкция
переднеприводного автомобиля в целом проще,
чем классического, а потому и в
обслуживании он получился более
технологичным. Например, при
переднеприводной компоновке
трансмиссионное масло необходимо заливать
не в два объёма, а в один, потому что коробка
передач и главная передача объединены в
один блок. Кроме того реечный рулевой
механизм, применённый в ВАЗ-2108, смазывается
не трансмиссионным маслом, как механизм
червячный, а пластичной смазкой,
рассчитанной на весь срок службы агрегата.
Если же рассмотреть количество агрегатов
трансмиссии у полноприводной „Нивы“, то с
добавлением раздаточной коробки и
редуктора переднего моста, их становится в
два раза больше, чем у классических „жигулей“
и в четыре, чем у ВАЗ-2108. Однако и это не
предел: у одной из модификаций автомобиля
УАЗ-469 к агрегатам, имеющимся у „Нивы“
добавляются четыре колёсных редуктора.
Сложно сравнивать по проходимости УАЗ и ВАЗ-2108,
но у того и у другого по четыре колеса, а
заправочных объёмов трансмиссии у первого
в восемь раз больше чем у второго. Это же 2 в
3-й степени!
При знакомстве с
Руководством по эксплуатации ВАЗ-2108 многих
удивил тот факт, что в коробку передач
предписывалось заправлять… моторное масло,
там просто дублировались марки,
предназначенные для системы смазки
двигателя. Первоначально не удавалось
найти документального объяснения: почему
отказались от традиционного для ВАЗа ТАД-17и,
или хотя бы: почему применили моторное, а не
другое трансмиссионное масло.
В водительской среде
бытовало как минимум две причины этого. По
первой из них от ТАД-17и отказались из-за
того, что в конструкции коробки передач ВАЗ-2108
шестерни вторичного вала вращаются на
игольчатых подшипниках, а достаточно
густое ТАД-17и поздно достигает этого узла
трения, особенно после начала движения при
низких температурах. Подобная версия
звучала малоубедительно: в коробке передач
классических „жигулей“ шестерни
действительно вращаются непосредственно
на валу, однако один игольчатый подшипник в
конструкции коробки есть. Он находится в
расточке первичного вала и на него
опирается передний конец вала вторичного.
Подшипник нагружен, особенно при движении
на первой передаче, никак не слабее
игольчатых подшипников коробки передач ВАЗ-2108,
а маслу до него добраться ещё сложнее, чем
до последних, однако проблем в этом месте не
возникало.
Вторая версия звучала
так: в целях упрощения технологии
изготовления и обслуживания автомобиля
конструкторы решили использовать вместо
двух масел (моторного и трансмиссионного) -
одно, моторное. Подобное решение уже
встречалось в автомобилях в большей
степени предназначенных для армии.
Например, в многоосных автомобилях МАЗ в
двигателях и агрегатах трансмиссии
предписано использовать одно и то же масло -
МТ-16п. По устаревшей классификации буквы МТ
характеризуют „класс дизельных масел
предназначенных для смазки мощных
быстроходных дизелей“ К. К. Папок „Смазочные
масла“, М.: Воениздат,1962, стр. 203. Однако,
судя по назначению, логичнее назвать его „моторно-трансмиссионным“.
Это же масло является основной маркой для
всех агрегатов трансмиссии семейства
автомобилей Урал-375. Причём в картерах
ведущих мостов оно применяется наравне с
классическим трансмиссионным маслам ТАП-15В.
Позже появления масла МТ-16п разработали
масло МТ-8п, его в технической литературе
назвали именно как „моторно-трансмиссионное“.
Предназначено оно для гусеничных машин
явно армейского назначения. Видимо в
военном ведомстве актуально сужение
номенклатуры смазочных материалов, но ВАЗ-2108
совсем другое дело. Автомобиль гражданский,
количество заправочных объёмов
трансмиссии сведено к минимуму,
трудоёмкость обслуживания снижена до
предела. Куда ещё упрощать?
Первое документальное
объяснение применения в коробке передач
переднеприводных ВАЗов моторного масла
удалось найти в статье М. Вотинов, В. Власов
„ВАЗ-2108. Трансмиссия“, „За рулём“ № 10/86
стр. 6. Материал достаточно
познавательный, но причина применения
моторного масла в трансмиссии звучит
неубедительно: „В трансмиссии теперь нет
гипоидной пары, для которой нужно
специальное масло, поэтому в коробке
передач и главной передаче ВАЗ-2108, имеющих
общую масляную ванну, применено моторное М-8ГИ“.
Отказ от ТАД-17и понятен, но почему
рекомендовано моторное масло? На момент
выпуска ВАЗ-2108 в широком употреблении
находились масла 3-й эксплуатационной
группы ТСп-15к и ТАП-15В (не предполагающие
гипоидного зацепления). Кроме того,
существовали масла 4-й группы, по
эксплуатационным свойствам занимающие
промежуточное положение между
вышеописанными двумя марками и ТАД-17и,
например ТСп-14гип, а также ТСз-9гип.
Совершенно логично поступили конструкторы
автомобиля ЗАЗ-1102 „Таврия“. Коробка его
аналогична по конструкции коробке ВАЗ-2108,
но в ней не отказались от ТАД-17и, наравне с
ним рекомендуют использовать ТСп-15к, а как
замену - ТАП-15В.
Большинство
справочников конца 80-х, да и 90-х годов даже
не упоминает, что в трансмиссии одного из
самых массовых отечественных автомобилей,
употребляется моторное масло, не говоря уже
о принятии такого решения. Лишь в издании „Химики-автолюбителям“
под общей редакцией А. Я. Малкина, 1990г.,
есть упоминание о использовании моторных
масел в трансмиссии ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109, но о
причинах такого решения - ни слова.
Новую информацию удалось
черпнуть в статье Начальника лаборатории
ГСМ ВАЗА Владимира Дорфмана „Жигулёвское
меню“, „За рулем“ № 12/98, стр. 132-133: „Более
10 лет в коробку „самар“ заливали только
моторное масло, которое не обеспечивало
требуемой надёжности и долговечности
деталей. Делали это не от хорошей жизни.
Традиционное ТАД-17и из-за особенностей
конструкции синхронизаторов вело себя ещё
хуже. Резьба на латунных кольцах,
призванная срывать масляную плёнку с муфт и
уравновешивать обороты валов, быстро
забивалась отложениями. Синхронизатор
переставал работать, заставляя коробку
рычать при каждом переключении“. Вновь
понятно, почему отказались от ТАД-17и, но
опять нет объяснения, по какой причине не
использовали другие трансмиссионные масла,
как будто их просто не существовало: есть
ТАД-17и и моторные, первое не подошло,
поэтому использовали вторые!
Вывод пришлось делать
самостоятельно: все существующие
трансмиссионные масла способствовали
отказам синхронизаторов оригинальной
конструкции, а специальное масло,
совместимое с ними, по разным причинам
внедрить в производство не удавалось.
Потому и использовали моторные масла,
имеющиеся в наличии и худо-бедно
справляющиеся с поставленной задачей.
В вышеуказанной статье,
едва ли не впервые, упоминается о
разработке одной из российских нефтяных
компаний в 1996 году специального
трансмиссионного масла для коробок передач
„самар“. Обозначение его SAE 80W85 API GL-4, что
по ГОСТ 17479.2-85 соответствует обозначению ТМ-4-12.
Немногим позже другая российская нефтяная
компания разработала масло такого же
назначения и с такими же обозначениями. В 1998
году третья российская нефтяная компания
разработала универсальное трансмиссионное
масло для всех агрегатов трансмиссии всех
автомобилей ВАЗ, обозначение его SAE 80W85 API
GL-4/5 (ТМ-4/5-12). В современном Руководстве по
эксплуатации переднеприводных ВАЗов для
трансмиссии рекомендуют масла именно этих
производителей. Только масло второй
компании обозначено SAE 80W90 API GL-4, что
скорее соответствует ТМ-4-18, однако в
розничной торговле это масло встречается
именно с такими обозначениями. Есть в
продаже (во всяком случае на фирменных АЗС)
масло первой нефтяной компании.
Универсальное же масло в розничной сети
встретить не удалось, хотя известно, что
завод его производит, правда только под
заказ. Видимо оно целиком поступает на ВАЗ,
полностью вписываясь в технологию розлива.
Скорее всего, его недоступность только к
лучшему: как большинство универсальных
вещей оно не лучшим образом работает как в
„жигулях“, так и в „самарах“. Поэтому для
первых лучше использовать ТМ-5-18, а для
вторых - ТМ-4-12.
В завершении есть
желание сказать несколько слов в защиту
надёжности коробки передач „самар“. По
сравнению с коробками „жигулей“ они
действительно чаще требуют ремонта. Это
легко объяснимо: узел значительно сложнее в
силу совмещения в одном блоке двух
агрегатов, а также ограничением по
габаритам. Именно из-за этого применили
синхронизаторы с уменьшенным ходом, а
скользящая муфта синхронизатора I-II передач
является одновременно ведомой шестернёй
заднего хода. Однако, даже при применении не
слишком подходящего моторного масла,
многие коробки без нареканий прослужили
более четверти миллиона километров и
служат до сих пор. Другое дело, что не все
знакомы с особенностями управления
коробкой передач. Иные владельцы „самар“
даже после многих лет эксплуатации не могут
включить передачу заднего хода без
скрежета шестерён. Между тем в Руководстве
по эксплуатации чётко прописано: „Для
движения задним ходом заднюю передачу
включайте только при полностью
остановленном автомобиле, выдержав паузу
примерно в 3 секунды после нажатия на педаль
сцепления“. В современном Руководстве
информация эта затерялась внутри книги, а 10
лет назад её помещали в конце издания в
специальных примечаниях, да ещё выделяли
жирным шрифтом. Кроме того, среди многих
владельцев „самар“ существует чрезмерное
увлечение V передачей. Иные умудряются
двигаться на ней в городских условиях,
обрекая тем самым как двигатель, так и
коробку на повышенный износ деталей. Между
тем, пятая передача в „самаре“
предназначена для достижения максимальной
экономичности при движении по хорошим
дорогам с оптимальной скоростью,
соответствующей оборотам двигателя
близким к максимальному крутящему моменту.
Такой же режим работы двигателя желательно
поддерживать при движении на других
передачах, не исключая первую.
Павел Кириков,
специалист ЗАО "ТЕРА"
по применению ГСМ
После того, как в КПП моей 21093 масло немного убыло, а что именно было залито - неизвестно, я купил ЛУКОЙЛ- ТМ-4 (SAE 80W-90, API GL-4, (ТМ-4-18)). На мой взгляд у него есть один существенный недостаток - большая вязкость при отрицательных температурах. Зимой рычаг КПП ходит как в пластилине.
Следует помнить, что моторное масло - лучше для синхронизаторов, а трансмиссионное для шестерён.